Краткие сведения о винах
В Эльзасе производятся семь сортов знаменитых вин - шесть белых и одно красное. Свои названия вина получили по названиям сортов винограда: «гевурцтраминер» (Gewurtztraminer), «мускат» (Muscat), «пино блан» (Pinot Blanc), «пино нуар» (Pinot Noir), «рислинг» (Riesling), «сильванер» (Sylvaner) и «токай пино гри» (Tokay Pinot Gris). Вино разливается в высокие узкие бутылки и хранится в погребах с низкой температурой. «Винный путь» тянется вдоль восточных отрогов Вогезских гор и достигает в длину примерно 100 км.
Кажется, что Эльзас словно сошел со страниц сказки: домики с двухскатными крышами, построенные из камня и дерева, украшены цветами, на печных трубах некоторых из них свили гнезда аисты. И эти провинциальные города и деревеньки Эльзаса безусловно обладают настоящим эльзасским шармом, который можно ощутить только здесь.
В Эльзасе романско-церковное зодчество получило свое особенное развитие. К числу особенностей строгой, тяжелой романской архитектуры Эльзаса принадлежит наделение западного фасада церквей двумя четырехугольными башнями и заключенным между ниш притвором, который имеет треугольный фронтон; к этим особенностям относится, кроме того, часто встречающееся прямолинейное окончание хора и несколько дикая фантастичность орнаментации, с ее фигурами людей и животных. Здесь образцом базилики с колоннами может служить небольшая церковь св. Георгия в Гагенау (1149—1184). Прочие эльзасские церкви в большинстве случаев — базилики крестообразного плана, с одними только столбами. В церкви св. Легерия в Гебвейлере, заложенной в 1082 г., уже выказывается переходный стиль. Старая главная часть этой церкви — связной системы; над ней высятся две западные башни и башня над средокрестием.
Всего в 15 минутах езды от Страсбурга в сторону Вогезов находится городок Марленхейм (Marlenheim, 3000 жит.) и старинные фермы крестьян-виноделов на северном конце эльзасского «винного пути». Проходит он и через город Авольсхейм (Avolsheim), где в раннероманской капелле Сент-Ульрик можно полюбоваться красивыми фресками, а далее - в Мольсхейм (Molsheim). Здесь в XVII веке была построена готическая церковь иезуитов.
В долине Рейна находится Кольмар (Colmar) - торговый город с отреставрированными старинными улочками и мостовыми и древними каменными постройками. По городским каналам снуют лодки, управляемые настоящими гондольерами, поэтому город называют "маленькой Венецией". Со времен расцвета (XIII-XVIII века) здесь сохранился не только исторический центр старого города, но и бесценные произведения искусства. Именно здесь можно увидеть одну из последних и весьма необычных готических коллекций живописи, в которой есть работы Матиса и Грюневальда. Изенхеймский алтарь работы Матиса Нитхардта (1515) — жемчужина коллекции музея Унтерлинден. А доминиканская церковь знаменита благодаря изображению Мадонны в беседке из роз, созданному Мартином Шонгауэром.
Возле городка Селеста (Sélestat) расположены две красивые деревушки с фахверковыми домами - Рибовилле (Ribeauvillé) с живописной рыночной площадью и Риквир (Riquewihr), напоминающий музей, а также мощный крепостной замок О-Кёнигсбург (Haut-Koenigsbourg). Когда-то замок принадлежал династии Штауфенов, а в начале XX века его заново отстроил кайзер Вильгельм II. Строительство замка началось еще в первой половине XII века. В последующие времена он неоднократно разрушался и заново отстраивался - обычная судьба древних защитных сооружений. Сейчас замок полностью восстановлен и представляет собой живописный комплекс, раскинувшийся на самой вершине горного хребта Вогезы. Здесь все хранит память о временах легендарного рыцарства: башни-донжоны, сводчатые залы, мощные стены с узкими глазницами бойниц
Рибовилле (Ribeauvillé)
«Эльзас – это праздник…» - написал когда-то Эмиль Баас. Попадая в Рибовилле, в полной мере понимаешь значение этой фразы. Старинные стены, улочки, дома всегда словно ждут, когда раздастся первая нота мелодии.
У деревни очень длинная история. Впервые она упоминатся в исторических документах примерно в 768 году под названием "Ratbaldovillare", что означает "город самого отважного человека в Совете"
Деревня была собственностью герцогства Эльзасского, графства Эгишейм, Великой Германской Империи и епископства Базель. Граф Рибопьер (Ribeaupierre) был последним местным правителем вплоть до начала Французской революции. Правители Рибовилле покровительствовали странствующим музыкантам и актерам, которые заполняли улицы деревни каждый год 8 сентября – в праздник Девы Марии. Эта традиция продолжается и по сей день: со всех окрестностей съезжаются в Рибовилле люди, чтобы посмотреть представления актеров и музыкантов, приветствующих своих старинных покровителей.
Риквир (Riquewihr)
Риквир был предметом восхищения путешественников на протяжении многих столетий. Его расположение и планировка не изменились со времен Средневековья.
Город и впрямь похож на музей под небом: старые дома, построенные в XVI и XVII веках, сады, балконы, старинные родники и фонтаны. Практически все архитектурные стили удивительно сплетены здесь. Много столетий сохраняется внешний вид города, и большинство жителей занимается тем же, чем и их предки, – виноделием. На улицах Риквира можно почувствовать особый аромат местного вина. Возможно, это и есть секрет восхищения, которое Риквир вызывает к себе.
Страсбург (Strasbourg)
Все дороги Эльзаса ведут в столицу - город Страсбург, известный в истории еще римского времени под названием Аргенторатум. Страсбург в переводе означает «город дорог», т.к. он расположен в самом сердце Европы, на пересечении торговых путей.
В XIII веке Страсбург получил статус свободного города, но в 1697 году по окончании войны с Аугсбургской лигой, между Людовиком XIV, королем Франции, с одной стороны, и Священной Римской Империей, Англией, Голландией, Швецией, Испанией и мелкими немецкими княжествами, с другой, был присоединен к Франции. В результате франко-прусской войны 1871 года город вернулся под юрисдикцию Германии, но после первой мировой войны опять отошел к Франции.
Сейчас город является «столицей» Европейского Союза. Ведь именно в Страсбурге размещено две важнейших организации: Совет Европы (с 1940 года) и Европейский парламент (с 1952 года).
Они заседают во Дворце Европы. В Страсбурге проходят голосования по различным законам, касающимся экономики, политики, культуры и прав человека в Европе, тогда как в Брюсселе принимаются окончательные решения.
Многие известные люди подолгу жили и работали в бывшем вольном имперском городе. Иоганн Гутенберг разработал здесь основы книгопечатного дела, впоследствии обнародовав свои открытия в родном городе Майнце. Юный Иоганн Вольфганг фон Гёте в 1771 году защищал здесь свою диссертацию, романтически переживал любовь к пасторской дочке Фридерике Брион из Зессенхейма и частенько поднимался на башню собора, чтобы избавиться от страха высоты. В местном университете учился также известный австрийский дипломат князь К. Меттерних.
На площади Брогли находится дом, где Роже де Лиль написал и впервые исполнил «Марсельезу», ставшую в 1880 году национальным гимном Франции.
Современный Страсбург - признанный европейский интеллектуальный центр. Здесь находится второй по значению после Сорбонны французский университет, снискавший себе славу такими факультетами, как юридический, на котором еще в 1770 году учился Гёте, а также факультетами естествознания.
Гордостью города является готический собор Норт-Дам, сооруженный в XIII-XV веках.
СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР НОТР-ДАМ
Двойное наследие Страсбурга сказалось в особом дуализме его архитектуры, где пересеклись две архитектурные традиции — французская и немецкая. И хотя все городские храмы, безусловно, построены в стиле французской готики, башня Страсбургского собора напоминает соответствующие постройки в Кельне и Ульме. Подобно собору Парижской Богоматери, Страсбургский собор стоит на острове, образовавшемся в результате разделения реки Иль на несколько рукавов. Как и его парижский двойник, собор в Страсбурге виден со всех сторон. Храм выстроен из розовато-красного песчаника. Облицовка этим камнем придает стенам здания необычно гладкую поверхность.
Знаменит собор своим 142-метровым шпилем, одним из самых высоких в Европе.
Стиль собора – в основном готический, но с сохранением ряда романских черт. Сооружение собора началось в 1015 году. Крипта, датированная началом XII в., была построена первой. Она включила в себя часть старой церкви, когда-то стоявшей на этом месте. От первоначального храма уцелели лишь эта крипта и часть хора. Хор, относящийся к XI-XII векам, является романским по стилю; апсида обнаруживает черты переходного стиля, тогда как главный неф, перестроенный в 1250–1275, представляет собой чистый образец французской готики.
Центральный неф следует лучшим традициям готики: стремящиеся ввысь колонны, стрельчатые своды, а также галерея трифория, использованная для введения дополнительного яруса окон, которые вместе с фонарем хора хорошо освещают интерьер.
Строительство нового готического центрального нефа в соборе началось сразу же после завершения хора и трансепта в позднероманском стиле. Это свидетельствует о пристальном внимании к последним достижениям французской архитектуры. И хотя на первый взгляд стилистическое противоречие между различными частями собора может показаться вопиющим, в действительности переход между ними был оформлен довольно тонко. Так, в позднейших по времени создания областях трансепта уже использованы те же профили, что и в новом центральном нефе, а это позволяет сделать вывод, что над обеими частями здания работал один и тот же архитектор. Более того, при проектировании центрального нефа были приняты во внимание более ранние элементы собора: неф воздвигнут на фундаменте прежнего здания, выстроенного в 11 веке, из-за чего ширина его необычно велика. Планируя высоту центрального нефа, архитектор учел сооруженное ранее средокрестие, превысить размеры которого было невозможно (по крайней мере во внешнем облике здания). В итоге центральный неф приобрел пропорции, совершенно необычные для готического собора: ширина центрального нефа в Реймсе – 30 м, а в Страсбурге – 36 м; высота же центрального нефа в Реймсе – 38 м, а в Страсбурге – 32 м. Однако при всем этом страсбургскому архитектору удалось создать самую современную для Германии той эпохи постройку, ориентированную в своих формах в основном на архитектуру нового здания церкви в Сен-Дени, реконструкция которой началась несколькими годами ранее. Оттуда были заимствованы такие мотивы, как опорный столб с непрерывно поднимающимися до самого свода пилястрами, застекленный трифорий и ажурный декор окон, а также ниши и глухая аркада в стенах боковых нефов. Однако ни один из этих элементов не был скопирован с храма Сен-Дени без изменений. Все они испытали частичное влияние стиля более современных построек – таких, как собор в Шалон-сюр-Марн. Более того, встречаются и совершенно оригинальные детали: например, необычно большое число пилястров, окружающих опорный столб (шестнадцать).
Строительство фасада началось вскоре после завершения центрального нефа в 1275 году. Каждый портал расчленен на три части: на переднем плане располагается декоративный щипец, за ним – ажурная перегородка, и только затем – собственно стена. Даже гигантское окно-роза диаметром 15 м в центре фасада отделено от стены благодаря тому, что в пазухах помещены выступающие вперед кольца ажурной каменной работы.
При взгляде на этот фасад очевидно, что тенденция развития готической архитектуры в Страсбурге претерпела изменения. Если центральный неф собора все еще тяготеет к французским моделям, выполненным в классическом "умеренном" стиле, то фасад явно свидетельствует о сдвиге в сторону новых и весьма необычных форм. По своим масштабам фасад также заметно превосходит более ранние части здания, из-за чего представляется наблюдателю главным элементом всей конструкции собора. Не случайно сооружение его началось в тот период, когда Страсбург добился экономического процветания, а жители города освободились из-под власти епископа (контроль за строительством собора взял на себя городской совет). В хрониках того времени это здание уже воспевалось как примета наступающего золотого века. До сих пор остается спорным вопрос о том, какую роль сыграл в проектировании фасада собора Страсбурга Эрвин из Штейнбаха, впервые упомянутый в письменных источниках в 1284 году. Однако не может быть никаких сомнений в том, что фасад этот – в высшей степени оригинальное творение мастера, наделенного выдающимся художественным талантом.
Из двух задуманных башен завершена лишь северная (1419–1439 гг.). Из всех элементов наружного убранства храма выделяется башня со шпилем. Опоры в виде лестниц поддерживают башню в верхней части, шпиль же имеет форму огромной каменной сосновой шишки. Строительство этой башни было начато Эрвином фон Штейнбахом после 1284 года. Жан Герлах (1341-1371 гг.) возвел башню до уровня платформы. Мишель де Фрейбург продолжил работу, и в 1380-х годах башня уже возвышалась над окном-розой. Ульрих фон Энзинген к 1419 году дошел до основания восьмигранного шпиля, а в 1439 году Иоганн Хюльц завершил возведение шпиля.
Интерьер славится пышным скульптурным оформлением кафедры, выполненным в 1486 году, и витражами XII–XIV веков. Витражи по праву считаются главным украшением Страсбургского собора. Розово-красный песчаник подчеркивает яркость цветовых сочетаний. Лучшие витражи сохранились в двух фонарях трансепта и в южной капелле нефа. Процессия жен-мироносиц, возглавляемая Богоматерью, изображена в фонаре северного рукава трансепта, в то время как изображение в фонаре южного рукава трансепта представляет группу римских пап и епископов. Два романских окна южного рукава трансепта украшены эпизодами из жизни Христа: детство, пастырство, муки на кресте, а также сценами сошествия Святого Духа и Страшного Суда.
Прекрасные скульптуры размещены на южном, романском портале. Скульптура Страсбургского собора демонстрирует явное влияние французских образцов. Здесь четко прослеживаются черты скульптуры соборов Северной Франции — Реймса, Шартра и Амьена. В результате многочисленных войн, бушевавших на территории Европы и уничтожавших ее сокровища, а также из-за непрочной, рассыпающейся структуры песчаника многие скульптуры пришли в аварийное состояние и были перенесены в ближайшие музеи. По своим художественным достоинствам страсбургская скульптура не достигает уровня северофранцузских шедевров, однако многообразие и чистота стиля ставят ее в один ряд с лучшими образцами этого жанра.
Наиболее известны такие скульптурные группы интерьера, как Пороки и Добродетели и Девы мудрые и неразумные, в которых сделана попытка сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур и передачи в них внутренней экспрессии.
Также очень интересны статуи на южном фасаде собора: торжествующей «Церкви» и побежденной «Синагоги» (ок. 1235). Они являются одним из самых показательных примеров аллегорических образов, обретших человеческие черты и формы, что свойственно готическому искусству в отличие от предшествующего ему романского стиля.
Размещенные по внешним краям двухарочного портала, они далеко отнесены друг от друга, и взаимосвязь между ними строится по принципу смыслового дальнодействия. С достаточным основанием можно утверждать, что готическая монументальная скульптура вряд ли располагает образами, равными страсбургским статуям в гармоническом изяществе стройных удлиненных фигур, красиво обрисованных прозрачно-струящимися складками одеяний, — эффект, усиленный розоватым тоном местного камня. Особенностью их является эмоциональная наполненность образов, переданная не столько в действии и в прямом выражении чувства (хотя признаки того и другого налицо), сколько в использовании для этого поэтической атмосферы, которой окружено одно из действующих лиц — Синагога. Этот особый ореол выделяет творение страсбургского мастера из ряда выдающихся памятников готической скульптуры того же времени.
В обеих статуях наглядно противопоставлены используемые атрибуты: со стороны Церкви — короны (символа ее власти), креста и чаши крови Христовой, со стороны Синагоги — закрывающей ее глаза повязки — знак её духовной слепоты, сломанного копья — символа поражения ее доктрины и выскальзывающих из руки скрижалей Завета.
Добро пожаловать в Эльзас!
|